18 января 2024

Итоги работы угольной отрасли России в 2023 году

Добыча угля 

Россия является одним из мировых лидеров по добыче и экспорту угля. Согласно данным отчета Международного энергетического агентства (МЭА) Coal 2023, в 2023 году доля нашей страны в мировом объеме угледобычи составила 5,2%. Россия обошла Австралию и вышла на 5 место, уступив Китаю, Индии, Индонезии и США.

Уровень добычи угля в стране за последние несколько лет показывает небольшой прирост. По данным Росстата, в 2021 году объем добытого угля составил 432 млн тонн, в 2022 — 437 млн тонн. По прогнозу заместителя Министра энергетики РФ Мочальникова С.В., добыча угля в 2023 году составит 440 млн тонн, что сопоставимо с показателями 2022 года. 

Причиной плавного роста является повышение спроса на внутреннем рынке (увеличение поставок на российские электростанции), а также интерес со стороны импортеров, благодаря которым растут экспортные отправки в основном на Восток. 


12.01.2023_pic2.png
Добыча угля в России в 2019 — 2023 гг.

Цены на уголь

Пиковые показатели угольных котировок в I-II квартале 2022 года сменились плавным снижением осенью 2022 года, а с января 2023 года — резким падением. Зимой 2023 года давление на котировки СIF ARA (эталонная цена на уголь, поставляемого в направлении и в пределах Северо-Западной Европы) оказывало сокращение потребления угля на фоне рекордно теплой погоды в Европе, высокого уровня запасов на угольных терминалах, а также по причине стабильных погодных условий для ветрогенерации и низких цен на газ.

Во II квартале 2023 года экспортные цены на российский энергетический уголь снижались вслед за мировыми ценами. Аналитики выделяют несколько причин падения стоимости:

1. Страны-импортеры, Китай и Индия, приступили к наращиванию внутренней добычи угля.

2. На складах наблюдалось достаточное количество запасов, которые оказались невостребованными ввиду теплой зимы, а на европейском рынке выросло предложение сжиженного природного газа для электростанций.

3. Китай возобновил экспорт угля из Австралии.

Однако в декабре 2023 года экспортные цены на российский энергетический уголь в портах Дальнего Востока выросли на 20-30% вслед за ценами на азиатском рынке, что произошло по причине увеличения спроса в Китае (ввиду усиления проверок безопасности на угольных предприятиях КНР из-за ряда ЧП) и Индии (из-за аномальной засухи и снижения гидрогенерации в стране и, как следствие, роста угольной генерации). Япония и Южная Корея также перешли к более активным закупкам.

12.01.2023_pic3.png
Цена угля, $/тонну в 2022 — 2023 гг.


Железнодорожные перевозки угля

По итогам 2023 года железнодорожные перевозки угля составили 350,3 млн тонн, показав снижение от показателей прошлого года на 1,2%. При этом на экспорт было погружено 195,9 млн тонн — это на 0,7% ниже уровня 2022 года. 

Главными импортерами российского угля выступают Китай и Индия. Всего в 2023 году в КНР было отправлено 83,3 млн тонн российского угля, что на 50,5% больше, чем годом ранее. В Индию было экспортировано 32,9 млн тонн — на 85% выше уровня 2022 года. Таким образом, на эти страны пришлось 59% от общего объема российского угля, отправленного на экспорт. Также в ТОП-3 импортеров российского угля входят ОАЭ.

12.01.2023_pic4.png

Импортеры российского угля в 2022 — 2023 гг.



Угольный экспортный грузопоток в 2023 году распределился следующим образом: 

52% груза — отправлено на порты Дальневосточной ж.д., 
28% груза — отправлено на порты Октябрьской ж.д., 
15% груза — отправлено на порты Северо-Кавказской ж.д., 
5% груза — отправлено на погранпереходы. 
В сравнении с прошлым годом порты Северо-Запада и Дальнего Востока показывают положительную динамику перевозок, в то время как в направлении портов Юга наблюдается снижение. При этом основной прирост перевозок угля на экспорт отмечен через погранпереходы с Китаем, что стало возможным благодаря проведенным на станции Гродеково работам по удлинению существующих и строительству дополнительных путей для формирования длинносоставных поездов.

В 2024 году стоит ожидать дальнейшего роста экспортного грузопотока через Северо-Запад в связи с запуском торгового порта «Лавна» в Мурманской области. Портовые и инфраструктурные мощности рассчитаны на 18 млн тонн грузов в год. Порт «Лавна» сможет принимать крупнотоннажные суда, является незамерзающим и не требует работы ледоколов. 

Что ожидается в 2024 году

Эксперты прогнозируют, что в 2024 году мировой спрос на уголь останется на уровне не ниже прошлого года, поэтому в России ожидается рост объёма как добычи, так и экспорта угля, при этом продолжится наращивание объемов поставок в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Как сообщает заместитель председателя правительства РФ Александр Новак, развитие Восточного полигона даст возможность нарастить экспорт угля в страны АТР к 2030 году в 1,5-2 раза.

В конце декабря 2023 года ОАО «РЖД» заключило пакет соглашений с несколькими регионами о вывозе в 2024 году около 100 млн тонн угля на экспорт в восточном направлении. В соответствии с достигнутыми договоренностями грузоотправители представят угольную продукцию к перевозке, а холдинг обеспечит ее транспортировку в следующем раскладе: Кузбасс — 54,1 млн тонн, Якутия — 26,3 млн тонн, Бурятия — 8,5 млн тонн, Хакасия — 6,5 млн тонн, Иркутская область — 3,3 млн тонн, Тыва — 0,65 млн тонн. В соглашениях закреплено поквартальное распределение объемов перевозок в восточном направлении, исходя из планов проведения ремонтных и строительных работ на объектах инфраструктуры.

Другие новости

Все новости