Премьер-министр РФ Михаил Мишустин, выступая в лектории Российского общества «Знание» на Международной выставке-форуме «Россия», заявил, что к 2030 году «надо обеспечить полное замещение парка полувагонов Восточного полигона — на инновационные повышенной грузоподъёмности». По данным аналитиков, по итогам 2023 года перевозки грузов в полувагонах на экспорт на Восточном полигоне составили 116,9 млн тонн, из них 54,1% — в инновационном парке.
ООО «Модум-Транс» активно участвует в реализации стратегии по увеличению доли полувагонов повышенной грузоподъемности на Восточном полигоне. Так, в 2023 году в восточном направлении компанией было вывезено 32,3 млн тонн грузов или 27% от всех перевозок на экспорт, из них 26,9 млн тонн — в полувагонах повышенной грузоподъемности. Объем перевозок ООО «Модум-Транс» на Восточном полигоне в общей структуре перевозок в «тяжелом» парке составил 41%, что обеспечило компании лидирующее положение среди других операторов на сети.
По состоянию на сегодняшний день в парке компании насчитывается более 43 тыс. полувагонов повышенной грузоподъемности, при этом их средний возраст составляет 6 лет — это один из самых молодых парков на сети.
Дальневосточная дорога является лидером по перевозкам в инновационных полувагонах. Перевозки грузов на экспорт в вагонах повышенной грузоподъемности по итогам 2023 года на дороге составили 58,6%, однако не увеличились относительно 2022 года.
На Забайкальской дороге отмечается прирост доли перевозок в вагонах повышенной грузоподъемности с 5,6% в 2022 году до 13,3% в 2023 году. Увеличение произошло благодаря реконструкции пропускного пункта Забайкальск – Маньчжурия, через который в Китай было отправлено 19,5 млн тонн различных грузов, в том числе 5,9 млн тонн угля (рост в 2 раза).
По данным Международного энергетического агентства (МЭА), 61% всех строящихся угольных электростанций в мире приходится на Китай, в связи с чем ожидается, что объемы потребления угля в Китае продолжат свой рост. Однако объемы экспорта российского угля на текущий момент ограничены недостаточно развитой инфраструктурой Восточного полигона и проблемами перевалки угля на пограничных станциях Гродеково и Забайкальск, связанными с тем, что максимальная грузоподъемность китайских вагонов не превышает 69 тонн.
По оценке «Модум-Транс», повышение доли инновационных четырехосных полувагонов с осевой нагрузкой 25 тс на Восточном полигоне несомненно позволит повысить эффективность перевозок. Так, даже при текущем объеме вагоноотправок полная замена парка полувагонов на «инновацию» позволила бы нарастить объемы перевозок на Восточном полигоне на 5 млн тонн в год. К тому же данная мера позволила бы обеспечить выполнение соглашений с ОАО «РЖД» по объемам вывоза угля из Кузбасса и Якутии.
Отметим, что в Кузбассе в угольной отрасли занято свыше 90 тыс. человек. В регионе работает более 150 угольных предприятий, где добывается около 60% всего российского угля. Предприятия отрасли являются градообразующими для региона, а налоги от угольной отрасли формируют основную доходную часть в бюджете Кузбасса.
Республика Саха (Якутия) занимает 1 место среди регионов Дальнего Востока по добыче угля, на ее долю приходится свыше трети добываемого на востоке страны угля. В угольной отрасли Якутии заняты 12 предприятий, активно реализовываются несколько ключевых инвестиционных проектов.