7 февраля 2025

Об итогах 2024 года

Общая погрузка

За 2024 год на сети было погружено 1,181 млрд тонн грузов, что ниже уровня прошлого года на 4,1%. На снижение общей погрузки на сети основное влияние оказало падение перевозок строительных грузов (-14,5%), угля (-5,4%) и черных металлов (-9,3%). При этом позитивную динамику показали удобрения (+6,2%) и грузы в контейнерах (+5,3%). Доля строительных грузов в общей погрузке упала на 2 п.п., при этом выросли доли нефти и удобрений на 1 п.п. В тройку наиболее перевозимых грузов, так же как и в прошлом году, вошли уголь (28%), нефть (18%) и строительные грузы (9%).

Погрузка ООО «Модум-Транс» за 2024 год составила 69,2 млн тонн грузов, что сравнении с показателями прошлого года ниже на 14,6%. Снижение, в основном, обусловлено падением перевозок строительных грузов на 43,1%. Доля погрузки на сети РЖД — 5,9 %.

Основными грузами, перевозимыми вагонами компании, стали уголь в объеме 52,5 млн тонн и строительные грузы — 9,8 млн тонн. Отметим, что значительную долю в перевозках «Модум-Транс» составляют перевозки контейнеров в полувагонах с портов Дальнего Востока. Так, за 2024 год объем перевозок установился на уровне 69,7 тыс. полувагонов с контейнерами, что в 3,4 раза выше уровня 2023 года.

Уголь

Погрузка угля на сети РЖД в 2024 году составила 331,4 млн тонн, что ниже уровня прошлого года на 5,4%. Доля угля в общей структуре грузов осталась на уровне прошлого года и составила 28%. При этом добыча угля в РФ в 2024 году составила 427 млн тонн.

Снижение перевозок угля отмечено по:

  • экспортным перевозкам. По итогам года они составили 178,5 млн тонн, что на 9,1% ниже в сравнении с уровнем прошлого года. Отгрузки на порты упали на 14,8%, в то время как отправки через погранпереходы выросли на 5%.
  • перевозкам во внутрироссийском сообщении. По итогам года снижение составило 0,7%.

Объемы экспортных поставок энергетического угля в 2024 году снизилась по всем направлениям. Загрузка портовых мощностей по перевалке угля на морских терминалах в европейской части России составила 45% против 50,5% годом ранее, подсчитали в агентстве NEFT Research. Аналогичную ситуацию аналитики отметили на Дальнем Востоке, где загрузка угольных портов в прошлом году снизилась до 57% от их совокупной мощности в 2023 году.

Всего в порты было отправлено 153,6 млн тонн угля, что ниже уровня прошлого года на 14,8%. Основные потери погрузки пришлись на Азово-Черноморский бассейн, где погрузка снизилась на 49,2%. В период с февраля по июнь перевозки угля были сокращены до 80% в связи с высокими тарифами на перевалку угля на терминале ОТЭКО (управляет крупнейшим терминалом навалочных грузов в порту Тамань, его ежегодная мощность составляет более 70 млн тонн). В этот период грузоотправители фактически прекратили отгрузки в порт. Несмотря на восстановление погрузки в данном направлении в второй половине года после пересмотра тарифов, сократить отставание от показателей предыдущих лет не удалось.

На Балтийский бассейн снижение погрузки составило 9,2% к уровню прошлого года, на Северный — 23,4%. Перевозки из Северных бассейнов стали низкорентабельными в связи с падением цен на уголь, о чем будет отмечено ниже. Основные объемы угля из Балтийского и Северного бассейнов направляются в ОАЭ, Индию и Китай.

На Дальневосточный бассейн приходятся основные перевозки угля 58,4%. Однако инфраструктурные ограничения на Восточном полигоне, а также высокая конкуренция с высокодоходными грузами в данном направлении не позволили нарастить отгрузки. По итогу 2024 году снижение составило 4,8%.

Очевидной причиной снижения экспортных поставок твердого топлива является его удешевление:

  • на базисе FOB Балтика — на 11%,
  • на базисе FOB Тамань — на 17% вслед за снижением европейских котировок CIF ARA (эталонная цена для поставочных и внебиржевых угольных контрактов в Северо-Западной Европе), которое, в свою очередь, произошло по причинам высоких угольных запасов в Польше, перехода на возобновляемые источники энергии в Германии и наращивания импорта из Колумбии;
  • на базисе FOB Восточный — на 9% ввиду ограниченного спроса на спотовом рынке и высоких запасов угля в Китае. Интересно отметить, что возможный рост поставок российского угля в Китай в том числе ограничен импортной пошлиной, которую Китайский государственный орган в 2014 году установил на антрацит, коксующийся и энергетический уголь в промежутке от 3 до 6%. Эти пошлины не применяются к странам, таким как Индонезия и Австралия, благодаря договорам о свободной торговле. Нулевая пошлина на импорт угля была установлена с 1 мая 2022 года и в последний раз продлена в марте 2023 года до 31 декабря. Министерство энергетики РФ уже высказало намерение продолжить переговоры с Китаем о снятии пошлин на российский уголь. Несмотря на указанные ограничения, стоит отметить, что спрос со стороны Китая достаточно высокий, однако другие импортеры угля, такие как Монголия и Индонезия, предлагают более выгодные условия.

По мнению экспертов, угольная отрасль находится в затруднительном положении в том числе из-за роста логистических издержек. Доля расходов на транспортировку в общей стоимости угля на FOB Восточный достигали порядка 83%, на FOB Балтика и FOB Тамань — 79 и 80% соответственно. Из-за этого некоторые угледобывающие предприятия в 2024 году приостанавливали операционную деятельность.

ООО «Модум-Транс» по итогам 2024 года занимает 2-е место по перевозке угля на сети РЖД, доля на сети — 16,4%. По экспортным отправкам компания остается на лидирующем 1-м месте, доля среди других операторов составила 26%.

Строительные грузы

Погрузка строительных грузов на сети составила 110,9 млн тонн, что ниже уровня 2024 года на 14,5%. Этот вид груза совершил наибольшее снижение в долевом выражении по итогам года. Падение погрузки обусловлено снижением темпов строительства, высокой ключевой ставкой ЦБ и замедлением в строительной отрасли, завершением реализации проекта «Безопасные и качественные дороги», рассчитанного на 2017–2025 гг., а также переключением части перевозок на автомобильный транспорт. Кроме того, по погрузке строительных грузов критически бьет суточный клиентский план погрузки (СКПП) и динамическая модель загрузки инфраструктуры (ДМЗИ) — инструменты регулирования грузовых перевозок, используемые холдингом РЖД.

По итогам года вагонами ООО «Модум-Транс» было погружено 9,8 млн тонн строительных грузов, что ниже показателей прошлого года на 43%. Компания занимает 4-е место по погрузке строительных грузов по РФ.

Участие в проекте по вывозу контейнеров в полувагонах

В 2024 году компания продолжила участие в проекте вывоза контейнеров из морских портов и тыловых терминалов Приморья. В сентябре «Модум-Транс» достиг абсолютного максимума, начиная с ноября 2022 года, погрузив 7 767 вагонов. Это позволило занять лидирующие позиции среди остальных собственников подвижного состава, осуществляющих предоставление полувагонов для контейнерных перевозок. За 12 месяцев года 2024 года
ООО «Модум-Транс» вывезено 69 747 полувагонов с контейнерами, что в 3,4 раз выше уровня аналогичного периода 2023 года.

Участие в данном проекте позволило существенно сократить затраты компании на порожний тариф и значительно расширилась номенклатура перевозимых в парке грузов.

В настоящее время ООО «Модум-Транс» занимает лидирующее положение среди других операторов по объему вывоза контейнеров в полувагонах.

Парк

На 1 января 2025 года на сети РЖД зафиксировано 1 390,0 тыс. вагонов, что выше показателей декабря 2024 года на 2,8 тыс. вагонов. Основной рост отмечен по парку полувагонов на 0,8 тыс. ед., зерновозов на 1,0 тыс. ед. и цистерн на 1,0 тыс. ед. Парк «Модум-Транс» составляет 4,7% от всего парка на сети РЖД. На 01.01.2025 компания занимает 5-е место по размеру парка на сети РЖД и 4-е место по размеру парка полувагонов.

Парк компании остается одним из самых молодых на сети: возраст парка составляет 8 лет.

Другие новости

Все новости