В ноябре 2024 года погрузка по сети ОАО «РЖД» составила 95,6 млн тонн, что на 6,3% ниже уровня ноября прошлого года. В тройку наиболее перевозимых грузов вошли уголь (29,2%), нефть (17,8%) и строительные грузы (8,2%).
Основное влияние на снижение погрузки оказало сокращение перевозок:
• угля — на 5,4%,
• нефти — на 4,0%,
• строительных грузов — на 21,2%.
При этом наблюдается увеличение погрузки:
• железной руды — на 3,4%,
• удобрений — на 9,4%.
Полувагонами «Модум-Транс» было погружено 5,8 млн тонн по РФ и сопредельным государствам.
По итогам ноября погрузка угля на сети составила 27,9 млн тонн, что ниже уровня прошлого года на 5,4%. Снижение обусловлено падением перевозок в экспортном сообщении — на 10,6%, при этом на порты падение составило 15,8%. Во внутреннем сообщении погрузка напротив показала рост на 4,0%.
Объемы экспортных перевозок на порты составили 12,2 млн тонн, снизившись на 15,8% в сравнении с уровнем прошлого года, в том числе по:
• Азово-Черноморскому бассейну (АЧБ) — на 41,9,1%. На этот бассейн пришлись основные потери;
• Балтийскому бассейну — на 6,3%;
• Дальневосточному бассейну — на 8,4%.
Основными причинами сокращения экспорта российского угля аналитики видят снижение стоимости энергоносителя на мировых рынках, рост расходов на логистику и ограничения перевозки товара по железной дороге. Снижение перевозок угля на порты частично компенсировано ростом отправок на погранпереходы на 7,4%.
По итогам ноября вагонами ООО «Модум-Транс» погружено 4,6 млн тонн угля, что ниже уровня прошлого года на 9,0%. Компания занимает 2-е место по погрузке угля на сети РЖД, доля среди других операторов составила 16,3%. По погрузке угля на экспорт «Модум-Транс» занял в ноябре 1 место: отправки угля составили 3,8 млн тонн, доля на сети — 26,2%.
Погрузка строительных грузов в ноябре 2024 года составила 7,8 млн тонн, что ниже уровня прошлого года на 21,2%.
Снижение погрузки обусловлено снижением темпов строительства, вызванное, в свою очередь, повышенной ключевой ставкой ЦБ, а также завершением реализации проекта «Безопасные и качественные дороги» (2017–2025).
Также негативное влияние оказали такие инструменты регулирования перевозок РЖД, как суточный клиентский план погрузки (СКПП) и динамическая модель загрузки инфраструктуры (ДМЗИ).
В ноябре вагонами ООО «Модум-Транс» погружено 0,7 млн тонн минерально-строительных грузов.