В октябре 2024 года погрузка по сети ОАО «РЖД» составила 96,9 млн тонн, что на 6,3% ниже уровня октября прошлого года. В тройку наиболее перевозимых грузов вошли уголь (26,1%), нефть (16,9%) и строительные грузы (9,3%).
Основное влияние на снижение погрузки оказало сокращение перевозок:
По итогам октября погрузка угля на сети составила 26,1 млн тонн, что ниже уровня прошлого года на 9,4%. Снижение обусловлено падением перевозок в экспортном сообщении — на 11,5%, внутреннем — на 7,5%.
Объемы экспортных перевозок на порты составили 11,9 млн тонн, снизившись на 18,2% в сравнении с уровнем прошлого года, в том числе по:
Азово-Черноморскому бассейну (АЧБ) — на 57,1%. На этот бассейн пришлись основные потери. Тарифы на перевалку в порту Тамань растут с июля 2024 года. При этом рентабельность перевозок угля через порты АЧБ остается минимальной. Ситуацию осложняют высокие тарифы на страхование грузов. Стоит отметить, что негативное влияние на ситуацию оказывают и эксплуатационные проблемы на сети: в сентябре РЖД резко сократили число согласованных заявок в адрес портов АЧБ и расширило перечень лимитирующих направлений;
Балтийскому бассейну — на 17,6%;
Дальневосточному бассейну — на 3,8%. В связи с инфраструктурными ограничениями, часть отправок в Китай была переориентирована на Балтийский бассейн.
Снижение перевозки угля на порты частично компенсированы ростом на погранпереходы.
Основными причинами сокращения экспорта российского угля аналитики видят снижение стоимости энергоносителя на мировых рынках, рост расходов на логистику и ограничения перевозки товара по железной дороге.
По итогам октября вагонами ООО «Модум-Транс» погружено 4,3 млн тонн угля, что ниже уровня прошлого года на 7,7%. Компания занимает 2-е место по погрузке угля, доля на сети — 15,5%. Экспортные отправки угля вагонами компании составили 3,9 млн тонн, доля на сети — 28% (1 место среди операторов)
Погрузка строительных грузов в октябре 2024 года составила 9,3 млн тонн, что ниже уровня прошлого года на 13,1%.
Снижение погрузки наблюдается ввиду завершения крупных инфраструктурных проектов, таких, как строительство скоростной автомобильной дороги М-12 и переключение перевозок с железнодорожного транспорта на автомобильный. Также негативное влияние оказали дефицит локомотивной тяги и нехватка подвижного состава в местах погрузки, вызванное, в свою очередь, нарушением сроков доставки порожнего парка. Немалую роль в снижении перевозок данного вида грузов сыграло переключение с железнодорожного транспорта на автомобильный.
В октябре вагонами ООО «Модум-Транс» погружено 0,8 млн тонн минерально-строительных грузов, что ниже уровня прошлого года на 0,7%. Компания занимает 3-е место по погрузке минерально-строительных грузов на сети РЖД, доля на сети составила 6,2%.