30 марта 2023
Рынок грузовых железнодорожных перевозок
Обзор итогов работы грузового железнодорожного транспорта за 2 месяца 2023 года
Погрузка на сети РЖД за 2 месяца 2023 года снизилась на 2,4% к аналогичному периоду прошлого года за счет снижения уровня января на 4,8%. В феврале со станций было отправлено 97,2 млн тонн, что на 0,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Драйверами роста стали строительные грузы (+30,4%), зерно (+38,9%), а также уголь (+2,5%).
Самым востребованным грузом на сети остается уголь (30%). На 2-м месте — нефть (18%) и строительные грузы (10%).
Основной точкой зарождения грузопотоков является юг Сибири, где добывают почти 70% угля: в Канско-Ачинском (Красноярский край, Кемеровская область) и Кузнецком бассейнах. Кузбасс обеспечивает более половины угледобычи: в 2022 году его доля составила 51% от общей доли угледобычи в стране. К регионам-лидерам угледобычи в 2022 году присоединились Якутия и Красноярский край.
Уголь
Объем отправок угля в сторону портов составил 30,5 млн тонн, что на 11,1% выше уровня аналогичного периода прошлого года. Больше всего угля на экспорт отправляется на Дальневосточный бассейн — 52,1%. Международные санкции и введенное в августе 2022 года эмбарго на экспорт российского угля в Европу побудили российских поставщиков переориентировать грузовые потоки на азиатские рынки.
За январь-февраль 2023 года на Восточное направление отправлено 46 млн тонн грузов с ростом на 7% к аналогичному периоду прошлого года, при этом на Северо-Западном направлении снижение составило 8,9%. На Южном направлении в течении 2022 года отмечался рост грузопотоков, но в феврале 2023 года ситуация изменилась в связи со сложностями в портах Новороссийск и Туапсе из-за неблагоприятных погодных условий и действием конвенций.
По итогам работы за 2 месяца компания заняла 1-е место по погрузке угля на экспорт среди других операторов: полувагонами «Модум-Транс» было отправлено 8,7 млн тонн груза.
Строительные грузы
Погрузка строительных грузов за 2 месяца 2023 года на сети выросла на 18,6% по сравнению с уровнем прошлого года. Рост обусловлен высокими темпами строительства высокоскоростной трассы М-12 и транспортной инфраструктуры Восточного полигона.
Стоит отметить, что отгрузка строительных грузов на всей сети в феврале 2023 года достигла максимального уровня с 2012 года, когда реализовывались масштабные строительные проекты для Олимпиады в Сочи (приведена оценка всех февралей с 2012 года).
Погрузка минерально-строительных материалов в полувагонах ООО «Модум-Транс» за 2 месяца выросла на 47,9% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составила 33,9 млн тонн.
В феврале компания заняла 2-е место по погрузке строительных грузов на сети РЖД.
По состоянию на февраль 2023 «Модум-Транс» занимает третью строчку в ТОП-10 операторов грузовых вагонов на сети РЖД. Количество единиц подвижного состава составляет 67,9 тыс. вагонов, доля компании в общем парке — 5,3%.
Всего на дороге сейчас занято 1 284,5 тыс. вагонов, 48% из которых — полувагоны.