31 января 2025

Об итогах декабря на сети

В декабре 2024 года погрузка на сети ОАО «РЖД» составила 99,2 млн тонн, что на 2,3% ниже уровня декабря прошлого года. В тройку наиболее перевозимых грузов традиционно вошли уголь (30,1%), нефть (18,0%) и строительные грузы (6,7%).

Основное влияние на снижение погрузки оказало сокращение перевозок:

• нефти — на 2,7%,
• строительных грузов — на 15,2%,
• зерна — на 18,2%.

При этом наблюдается увеличение погрузки:
• угля — на 3,1%,
• железной руды — на 8,2%,
• удобрений — на 3,4%.

Погрузка ООО «Модум-Транс» по РФ за декабрь составила 6,05 млн тонн, доля на сети – 6,1%.

Уголь

По итогам декабря погрузка угля на сети составила 30,1 млн тонн, что на 3,1% больше, чем за аналогичный период 2023 года. Рост погрузки произошел впервые с марта 2023 года. В ОАО «РЖД» отметили, что увеличить погрузку позволили системные меры по регулированию парка порожних вагонов, принятые совместно с операторами и грузовладельцами.

Экспортные перевозки угля установились на уровне 16 млн тонн и показали снижение на 1,8%, внутренние — напротив, выросли на 10,7%, составив 14,3 млн тонн. Основными причинами сокращения экспорта российского угля аналитики видят снижение стоимости энергоносителя на мировых рынках, рост расходов на логистику и ограничения перевозки товара по железной дороге.

В частности, объемы экспортных перевозок на морские порты составили 13,9 млн тонн, снизившись на 5,4% в сравнении с уровнем прошлого года, в том числе по:
• Дальневосточному бассейну — на 6,8%. Причиной потерь погрузки стали массовые конвенционные ограничения, введенные в адрес портов в связи с необеспечением своевременной выгрузки, сверхнормативного наличия груза в портах, а также нарушением применения мер, направленных на профилактику против смерзаемости сыпучих грузов. В частности, если говорить о Дальневосточном бассейне, то ограничения были введены на порты Находка, Владивосток и Ванино. Средняя продолжительность действия одного ограничения — 4 дня.
• Балтийскому бассейну — на 3,0%, Северному бассейну – на 28%. Большой процент падения погрузки по Северному бассейну объясняют снижением рентабельности перевозок, вызванным, в свою очередь, удешевлением стоимости угля.

Впервые с начала 2024 года показал рост на 8,9% Азово-Черноморский бассейн. По мнению аналитиков, ситуация вполне логична и вызвана долгожданным снижением ставок на перевалку в терминале ОТЭКО, порту Тамань. Эксперты отмечают рост погрузки из этого порта в адрес Индии и Турции.

По итогам декабря вагонами ООО «Модум-Транс» погружено 4,7 млн тонн угля, что ниже уровня прошлого года на 6,9%. Компания занимает 2-е место по погрузке угля на сети РЖД, доля среди других операторов составила 15,5%. По погрузке угля на экспорт «Модум-Транс» занял в декабре 1 место: отправки угля составили 3,9 млн тонн, доля на сети — 25%.

Строительные грузы

Погрузка строительных грузов в декабре 2024 года составила 6,7 млн тонн, что ниже уровня прошлого года на 14,5%.

Снижение погрузки стало следствием завершения и переноса на более поздние сроки крупных инфраструктурных проектов, в том числе, строительства дорог. Так, в 2024 году было закончено строительство участков автодороги М-12, а также обходы крупных городов — Краснодара, Саратова, Волгограда. При этом новых крупных инфраструктурных проектов, кроме «ВСЖМ-1 Москва — Санкт-Петербург» и автомобильной дороги «Обход Адлера», пока не запланировано.

Падение перевозок по железной дороге производители и покупатели стройматериалов объясняют с принятием РЖД ряда новых тарифных решений на перевозку грузов, дополнительной индексацией перевозок минерально-строительных грузов с 1 января 2025 года еще на 5% и заметным замедлением скорости перевозки грузов до 35 км/час. Грузовладельцы все чаще переходят на перевозки автомобильным транспортом, что дороже на 20-30%, но гораздо быстрее. Также негативное влияние оказали такие инструменты регулирования перевозок РЖД, как суточный клиентский план погрузки (СКПП) и динамическая модель загрузки инфраструктуры (ДМЗИ).

В декабре вагонами ООО «Модум-Транс» погружено 0,5 млн тонн минерально-строительных грузов.

Парк

По состоянию на 1 января 2025 года парк на сети РЖД насчитывает 1390 тысяч вагонов, что на 2,8 тыс. вагонов выше к показателям декабря 2024 года. Основной прирост отмечен по парку полувагонов, зерновозов и цистерн.

Парк ООО «Модум-Транс» занимает 5-е место по размеру парка среди других операторов на сети РЖД и составляет 4,7% от всего парка. По размеру парка полувагонов компания заняла 4-е место на сети.

Другие новости

Все новости