Драйверами погрузки стали:
Показатели грузооборота за I полугодие 2023 года увеличились на 1,4% к уровню прошлого года до 1337,6 млрд тарифных тонно-км. Грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии за это же время увеличился на 0,6% и составил 1663 млрд тонно-км.
В июне 2023 года погрузка в инновационных полувагонах выросла на 7,1% в сравнении с июнем 2022 года, в то время как в типовых полувагонах снизилась на 1,2%.
Погрузка угля за I полугодие 2023 года увеличилась на 1,6% до 179,1 млн тонн, чему способствовал рост объемов отправок на погранпереходы с Китаем, а также в сторону портов Северо-Запада. Во внутреннем сообщении погрузка угля также оказалась в плюсе на 0,8%.
По оценке ОАО «РЖД», в I полугодии все обязательства по отправке угля на Восток по соглашениям с регионами были выполнены. Так, погрузка энергетического угля на экспорт из Кузбасса в сторону портов Дальневосточного бассейна полностью соответствует объемам, указанным в соглашении, — 26,8 млн тонн, из Хакасии — выше квоты на 3,6%, из Бурятии — на 12,3%, из Тувы — на 1,2%. Отставание наблюдается лишь по отправкам из Якутии на 0,8%, которое ОАО «РЖД» объясняет непредъявлением груза отдельными компаниями.
Несмотря на полномасштабное перестроение логистики, объемы перевозок угля на экспорт удалось не только сохранить, но и нарастить: за I полугодие 2023 года по сети РЖД на экспорт отправлено 100,1 млн тонн угля, что на 1,4% выше уровня I полугодия 2022 года.
При этом основная доля экспортируемого угля отправляется в Китай (рост в 2,2 раза) и Индию (рост в 2,3 раза). В тройку лидеров по импорту российского угля вошли ОАЭ (в I полугодии 2022 года отгрузки не осуществлялись), на 4-м месте — Турция (рост в 1,2 раза).
По итогам I полугодия ООО «Модум-Транс» занимает 1 место на сети РЖД по предоставлению подвижного состава для перевозок угля на экспорт (26% от общесетевых).
Объемы погрузки угля на экспорт на 2,4% оказались выше уровня прошлого года и составили 358 тыс. в/о, из которых 289 тыс. в/о (40% от общесетевых) состоялись в инновационных полувагонах. Такая востребованность инновационного подвижного состава объясняется крайне высоким уровнем загрузки Восточного и Южного направлений.
Погрузка строительных грузов на сети РЖД по итогам I полугодия 2023 года выросла на 6,1% к уровню прошлого года и составила 66,3 млн тонн. Основный рост погрузки был отмечен в 1 квартале 2023 благодаря активному процессу реновации и развороту на Восток, требующим больше строительных материалов, а также строительству трассы М-12 Москва – Нижний Новгород – Казань. «Скачок уровня погрузки объясняется тем, что государство выделило предоплату на закупку материалов для строительства автодорог еще в декабре 2022 года. В результате строительные грузы поехали уже в феврале (+30%), тогда как обычно это происходит в апреле – мае», — поясняет заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук.
Стоит отметить, что в апреле – мае погрузка оставалась на уровне аналогичного периода 2022 года, а в июне снизилась на 6,4%.
По итогам I полугодия ООО «Модум-Транс» занимает 2 место на сети РЖД по предоставлению подвижного состава для перевозок минерально-строительных грузов. Доля рынка на сети РЖД составляет 8,5%.