По итогам ноября 2023 года погрузка на сети РЖД снизилась на 1,9% к уровню прошлого года и составила 101,5 млн тонн. Погрузка за 11 месяцев 2023 года установилась на уровне 1 млрд 131,6 млн тонн, что соответствует аналогичному периоду прошлого года.
Негативное влияние на погрузку оказало снижение перевозок:
- каменного угля — 29,5 млн тонн (-6,3%);
-
нефти и нефтепродуктов — 17,7 млн тонн (-3,8%);
-
строительных грузов — 9,9 млн тонн (-5,7%);
-
железной руды — 8,7 млн тонн (-9,4%).
При этом наблюдается положительная динамика показателей погрузки по:
- черным металлам — 5,4 млн тонн (+5,9%);
-
удобрениям — 5,3 млн тонн (+6%);
-
зерну — 3,1 млн тонн (+19,2%).
В ноябре погрузка «Модум-Транс» в полувагонах снизилась на 7,1% по сравнению с уровнем прошлого года и составила 6,4 млн тонн груза. При этом за 11 месяцев 2023 года вагонами «Модум-Транс» погружено 74,7 млн тонн грузов, что выше аналогичного периода прошлого года на 2,5%. Компания заняла 4 место по РФ и сопредельным государствам и 3 место по погрузке на сети РЖД. Доля рынка «Модум-Транс» на сети РЖД по погрузке в полувагонах составляет 11%.
Уголь
Погрузка угля на сети в ноябре 2023 года составила 29,5 млн тонн, что ниже уровня прошлого года на 6,3%. Снижение погрузки отмечено как во внутрироссийском, так и в экспортном сообщении.
- Падение перевозок в экспортном сообщении составило 9,1% к ноябрю 2022 года за счет снижения показателей перевозок в сторону портов:
-
Азово-Черноморского бассейна (-19,2%), что обусловлено введенными конвенционными ограничениями на порт Новороссийск и Туапсе из-за шкального ветра и шторма (с 27 ноября из-за разгула стихии было нарушено судоходство в основных российских портах и приостановлена работа ряда терминалов);
-
Балтийского бассейна (-21,1%). В связи со снижением цен на уголь перевозки через порты Северо-Запада и Юга становятся низкорентабельными (цены на уголь относительно ноября 2022 года упали на 40%);
-
Дальнего Востока (-7,2%) в связи с введенными в ноябре конвенционными ограничениями на ст. Ванино и ст. Блюхер из-за несвоевременной выгрузки вагонов по отдельным грузополучателям.
Стоит отметить, что снижение перевозок на порты частично компенсировано увеличением перевозок через погранпереходы. В частности, перевозки на погранпереходы с Китаем выросли на 67,6% в том числе благодаря проведенным на станции Гродеково работам по удлинению существующих и строительству дополнительных путей для формирования длинносоставных поездов.
Внутренние перевозки угля сократились на 1,8%. Основное снижение отмечено по Красноярской ж.д. (-102,6 тыс. тонн) и Забайкальской ж.д. (-95,9 тыс. тонн).
В ноябре «Модум-Транс» занял 2-е место по погрузке угля на сети РЖД. Доля компании на сети составила 15,7%. Экспортные отправки угля вагонами компании составили 4,2 млн тонн (26% от общесетевых).
Строительные грузы
Погрузка строительных грузов в ноябре 2023 года составила 9,9 млн тонн, что ниже уровня прошлого года на 5,7%.
Снижение погрузки объясняется завершением ряда крупных инфраструктурных проектов в центральной части страны, в том числе завершением строительства участка трассы М-12 от Москвы до Арзамаса, а также закрытием на внеплановый ремонт ряда предприятий-грузоотправителей.
В ноябре «Модум-Транс» занял 2-е место по погрузке строительных грузов на сети РЖД. Доля компании на сети составила 9,5%.
Грузооборот
Грузооборот за ноябрь 2023 года сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2,2% и составил 216,8 млрд тарифных тонно-км. Грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии за это же время снизился на 3,2% и составил 269,5 млрд тонно-км.