По итогам I квартала 2023 года погрузка на сети РЖД снизилась на 0,8% в годовом выражении, составив 305,5 млн т. При этом в марте погрузка выросла на 2,3% по сравнению с показателями аналогичного периода прошлого года и достигла 109,1 млн т.
Несмотря на общее снижение погрузки, можно отметить прирост показателей по некоторым видам грузов:
При этом порты Азово-Черноморского бассейна показали отрицательную динамику на 8,8%. Руководитель пресс-службы «ЭЛСИ» Анастасия Харитонова отмечает: «Сложившийся грузопоток в порты Северо-Запада — вынужденная мера угольщиков, лишенных возможности везти свой материал в достаточном объеме через порты Дальнего Востока и юга России. Большинству угольных компаний приходится везти свою продукцию в адрес потребителей из стран Азиатско-Тихоокеанского региона через порты Северо-Запада. Такая логистика обнуляет рентабельность продаж угля, но позволяет не останавливать добычу, не увольнять рабочие коллективы и не закрывать предприятия».
Ожидаемо, что большая часть экспорта угля направлена на Китай (рост в 2,5 раза к 1 кв. 2022 года) и Индию (рост в 2,3 раза к 1 кв. 2022 года). В тройку лидеров по импорту российского угля вошли ОАЭ (в 1 кв. 2022 года отгрузки не осуществлялись), на 4-м месте — Турция (рост на 49,4% к 1 кв. 2022 года).
По итогам 1 квартала 2023 года ООО «Модум-Транс» занимает 1 место по РФ по предоставлению подвижного состава для экспортных перевозок угля. Доля рынка на сети РЖД составила 25%.
По итогам 1 квартала 2023 года ООО «Модум-Транс» занимает 2 место по РФ по предоставлению подвижного состава для перевозок минерально-строительных грузов. Доля рынка на сети РЖД составила 8,8%.
Грузооборот на сети за январь — март 2023 года увеличился на 2,6% и составил 677,3 млрд тарифных тонно-км. С учетом пробега вагонов в порожнем состоянии грузооборот вырос на 1,6% и составил 842,8 млрд тонно-км.